О ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
DOI:
https://doi.org/10.18454/2313-1586.2016.04.131Ключевые слова:
геоинформационная система, минерально-сырьевая база, исходные, нормативные и расчетные (адаптивные) данные, системная оценка, типовые задачиАннотация
В статье представлена методика геоинформационного анализа территории ведения горных
работ, основанная на выделении областей (зон)
по типам «техногенного поражения», обеспечивающая ситуационную оценку георесурсов и геосистем на базе формируемой экспериментальной ГИС «Комплексное освоение природного и
техногенного сырья Урала». Апробация предложенной методики целенаправленного поиска и
генерирования вариантов решений при формировании стратегий разведки, освоения и отработки месторождений и оценки последствий их
реализации свидетельствует о том, что базой
для обоснованного формирования управляющих
воздействий являются комплексные исследования, основанные на опережающих или параллельных оценках. Опыт создания информационного обеспечения свидетельствует о том, что
при структурировании данных, хранимых и перерабатываемых с использованием средств разрабатываемой ГИС, следует стремиться к
четкому подразделению геоинформационных
данных по следующим признакам: исходные,
нормативные и расчетные. Для отработки методики решения задач системной оценки совокупного техногенного влияния объектов горнодобывающих предприятий в районе ведения горных работ, поиска структурных схем принятия
решений и комплексной оценки взаимодействия
техносферы с природной средой был произведен
анализ ситуационных планов горнодобывающих
предприятий, который выявил возможности
пилотной ГИС с точки зрения расширения области ее использования. Формально решение разнообразных задач системной оценки размещения и совокупного техногенного влияния объектов горнодобывающих предприятий в районе ведения горных работ и комплексного взаимодействия их с природной средой может осуществляться решением в нескольких типовых вариантах: прямой и обратной задач, задачи-«катастрофы» и задачи-обобщения.