ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ БОРТОВ КАРЬЕРА КИЕМБАЕВСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Авторы

  • Тимур Харисов Институт горного дела УрО РАН
  • Ольга Харисова Институт горного дела УрО РАН
  • Евгений Ефремов Институт горного дела УрО РАН
  • Юлия Коновалова Институт горного дела УрО РАН
  • Александр Турсуков Институт горного дела УрО РАН

DOI:

https://doi.org/10.18454/2313-1586.2017.04.033

Ключевые слова:

устойчивость бортов, карьер, уступы, параметры бортов, трещиноватость, прибортовой массив, поверхность скольжения, коэффициент запаса устойчивости, наблюдательная станция, реперы, мониторинг

Аннотация

Согласно нормативным документам, для определения и обоснования параметров бортов и уступов карьеров должен быть выполнен расчет коэффициента запаса устойчивости с помощью классических методов предельного равновесия. Данные методы не учитывают такие факторы, как современная геодинамика и параметры структурных нарушенностей в массиве, которые оказывают негативное влияние на устойчивость бортов и уступов карьеров. В статье приведены результаты исследований устойчивости бортов карьера Киембаевского месторождения, где произошло обрушение уступов на западном борту. Для выявления причин обрушения произведена актуализация физико-механических свойств пород, слагающих прибортовой массив. На основании полученных данных выполнен расчет коэффициента запаса устойчивости по фактическому контуру карьера. Результаты расчетов показали, что борта и уступы карьера находятся в устойчивом состоянии, но в реальности это не подтверждается. Основной причиной нарушения являются не низкие прочностные свойства массива, а образование протяженных трещин сдвигового характера, вызванных процессами деформирования в условиях повышенного сжатия в одном направлении и депрессией во втором, с нарушением первичной структуры массива горных пород. Так как учет данного фактора является практически
невозможным, то для обеспечения безопасного функционирования карьера необходимо проводить мониторинг деформаций прибортового массива в процессе разработки месторождения. С учетом геомеханических условий отработки Киембаевского карьера была разработана конструкция наблюдательной станции для мониторинга деформационных процессов прибортового массива. Она включает в себя две традиционные профильные линии и две локальные наблюдательные станции. Наблюдения за состоянием прибортового массива далеко не всегда дают
возможность предотвратить обрушения и оползни, но позволяют снизить возможный ущерб от них и особенно риск для людей, находящихся в карьере.

Загрузки

Опубликован

2017-12-13

Выпуск

Раздел

ГЕОМЕХАНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ