ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ СКОРОСТИ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ ПРИ ВСКРЫТИИ ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ НЮРБИНСКОГО КАРЬЕРА АК «АЛРОСА»

Авторы

  • Игорь Глебов Институт горного дела УрО РАН
  • Юрий Лель Уральский государственный горный университет

DOI:

https://doi.org/10.25635/2313-1586.2018.02.040

Ключевые слова:

карьер, схема вскрытия,, уклон автосъезда, полноприводные автосамосвалы, угол наклона борта карьера, тоннель, квершлаг, скорость проходки, проходческий комбайн

Аннотация

Предложена инновационная технология вскрытия и разработки Нюрбинского карьера АК «АЛРОСА» до глубины 750 м, соответствующей глубине разведанных запасов. Технология включает два этапа: переход на глубине 370 м с традиционной схемы вскрытия на схему вскрытия крутонаклонными автосъездами (21 – 25 %) при использовании полноприводных самосвалов CAT-745C грузоподъемностью 41 т и переход на глубине 530 м на вскрытие законтурным автомобильным тоннелем спиральной формы, проходимым за зоной сдвижения. Приведены основные параметры инновационной схемы вскрытия. Предлагаемая технология позволяет увеличить углы откосов нерабочих бортов карьера с 45 – 48 град до 57 – 75 град, уменьшить объемы вскрыши до 3 – 8 раз и эффективно доработать запасы полезного ископаемого. Особое внимание уделено обоснованию необходимой скорости проходки тоннеля, оказывающей определяющее влияние на эффективность предлагаемой схемы вскрытия. Разработана методика расчета необходимой скорости проходки, учитывающая скорость углубки карьера, уклон автодорог, вертикальное расстояние между порталами тоннеля, углы наклона рабочего и нерабочего бортов карьера и направления углубки. Установлено, что в условиях Нюрбинского карьера необходимая скорость проходки должна быть не менее 19,7 м/мес.
Применение современного проходческого оборудования на базе комбайна избирательного действия АМ-105 фирмы «Фест Альпине» обеспечивает максимальную скорость проходки до 60 – 70 м/мес. Установлено, что при уменьшении уклона тоннеля с 20 до 5 % необходимая скорость проходки возрастает в 2,4 – 3,0 раза и приближается к максимально возможной по техническим условиям. Это обусловливает необходимость и эффективность применения полноприводных автосамосвалов и повышенных уклонов при тоннельном вскрытии глубоких горизонтов кимберлитовых карьеров.

Загрузки

Опубликован

2018-06-16

Выпуск

Раздел

ГЕОТЕХНОЛОГИЯ