ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ АДАПТАЦИИ ГОРНО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ РАЗРАБОТКИ СЛОЖНОСТРУКТУРНЫХ ГЛУБОКОЗАЛЕГАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.25635/2313-1586.2019.03.117Ключевые слова:
переходный процесс, сложноструктурные глубокозалегающие месторождения, адаптация, оптимизация, транспортная система карьера, универсальная интерактивная имитационная модель, технико-экономическое сравнениеАннотация
Приведены результаты исследования методов и этапов переходного процесса адаптации транспортных систем карьеров к изменяющимся условиям разработки сложноструктурных глубокозалегающих месторождений как концептуальной основы стратегии и прогноза их развития. С применением модели с интерактивным вмешательством в организацию транспортного процесса решены задачи по параметрической адаптации горнотранспортных систем
при различных сочетаниях основного технологического оборудования в конкретных горнотехнических условиях карьера ОАО «Ураласбест». В целях совершенствования методической базы оценки адаптации транспортных систем карьеров с учетом современных подходов к технико-экономическому обоснованию проектов разработана методика технико-экономического сравнения современных и перспективных видов карьерного транспорта и алгоритм сравнения различных видов транспорта, позволяющий повысить точность и достоверность результатов сравнения по видам транспорта, определять предпочтительные условия их применения по зонам карьера. Использование усовершенствованной методики технико-экономического сравнения видов транспорта и инновационных решений в области геотехнологии позволило установить, что на карьерах, вновь разрабатывающих сложноструктурные глубокозалегающие месторождения полезных ископаемых, циклично-поточную технологию с автомобильно-конвейерным транспортированием руды целесообразно вводить с самого начала ее добычи.