ТЕХНОЛОГИЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ СПИРАЛЬНОЙ ФОРМЫ ПРИ ДОРАБОТКЕ ГЛУБОКИХ ГОРИЗОНТОВ АЛМАЗОРУДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Авторы

  • Игорь Андреевич Глебов
  • Юрий Иванович Лель

DOI:

https://doi.org/10.25635/2313-1586.2024.01.038

Ключевые слова:

карьер, схема вскрытия, технология проходки, способ проходки, шарнирно-сочлененные самосвалы, тоннель, скорость проходки, проходческий комбайн, буровзрывной способ проходки

Аннотация

При разработке алмазорудных крутопадающих месторождений актуальным является вопрос увеличения потенциала открытых горных работ за счет внедрения техники и технологий, обеспечивающих доработку до глубины более 500 м. Это обусловлено тем, что переход на добычу алмазов подземным способом влечет за собой высокие затраты на строительство выработок и уменьшение производственной мощности предприятия.

В 2017 г. авторами статьи совместно с сотрудниками института «Якутнипроалмаз» была предложена перспективная схема вскрытия глубоких горизонтов Нюрбинского карьера АК «АЛРОСА». Данная схема подразумевает перенос автомобильных съездов за контур карьера в тоннель спиральной формы, что позволяет увеличить конструктивные углы откосов бортов и приблизить их к значениям устойчивых углов.

В свою очередь, технология вскрытия законтурным тоннелем спиральной формы должна обеспечивать необходимую скорость проходки, которая определяется скоростью углубки карьера, уклоном тоннеля, вертикальным расстоянием между порталами, зависит от углов наклона рабочего и нерабочего бортов карьера.

В статье рассмотрены основные параметры тоннеля, применяемое при проходке оборудование и сравнение буровзрывного и комбайнового способов проходки законтурного тоннеля спиральной формы с уклоном 18 – 20 %.

Библиографические ссылки

Зырянов И.В., Цымбалова А.И., 2013. Испытания CAT-740B на круто-наклонных съездах карьера «Удачный» АК «АЛРОСА». Горное оборудование и электромеханика, № 9, С. 22 – 25.

Глебов А.В., Лель Ю.И., Глебов И.А., 2014. Перспективный сборочный транспорт открытых горных работ. Горное оборудование и электромеханика, № 5(102), С. 18 – 22.

Акишев А.Н., Лель Ю.И., Ильбульдин Д.Х., Мусихина О.В., 2017. Глебов И.А. Технологические решения по вскрытию и отработке глубоких горизонтов Нюрбинского карьера АК «АЛРОСА». Известия высших учебных заведений. Горный жур-нал, № 7, С. 4 – 12.

Лель Ю.И., Глебов И.А., 2022. Обоснование оптимального уклона круто-наклонных автосъездов для полноприводных автосамосвалов, эксплуатируемых при доработке алмазорудных месторождений. Горная промышленность, № S1, С. 95 – 99.

Akdag S., Basarir H., Karpuz C., Ozyurt V., 2015. Stability analysis and optimized slope angle for the iron ore open-pit mine. Proceedings of the 24th International Mining Congress and Exibition of Turkey. Antalya, Turkey, P. 606 – 611.

Haiyong T., Yanhua S., Wenming Z., Chun J., 2011. Slip ratio control for articulated dump truck based on fuzzy sliding mode. Proceedings of the International Conference on Consumer Electronics, Communications and Networks, CECNet 2011, P. 4404 – 4407.

Brown D., Heather R., 1979. Development of off-highway articulated dump trucks. SAE Technical Paper, D. J. B. Engineering Ltd., 12 p.

Лель Ю.И., Глебов И.А., Исаков С.В. и др., 2023. Технология перехода на тоннельное вскрытие при доработке глубоких кимберлитовых карьеров. Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 6, С. 38 – 49.

Проблемы и пути эффективной отработки алмазоносных месторождений. Международная научно-практическая конференция: сборник. Новосибирск: Наука, 2011, 584 с.

Колганов В.Ф., Акишев А.Н., Дроздов А.В., 2013. Горно-геологические особенности коренных месторождений Якутии; АК «АЛРОСА», Ин-т «Якутнипроалмаз». Мирный: Мирнинская городская типография, 568 с.

Носенко А.С., Домницкий А.А., Шемшура Е.А., 2016. Строительство транспортных тоннелей с применением комбайновой технологии. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер.: Технические науки, № 3, С. 63 – 70.

Макаров В.В., Хрулев Е.А., Миробян А.А., 2016. Эффективность и комплексная оценка строительства тоннельных автодорожных систем. Вестник инженер-ной школы Дальневосточного федерального университета, №1 (26), С. 134 – 142.

Загрузки

Опубликован

2024-04-02

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ГЕОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПИ