РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ ДРОБИЛЬНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ТЯЖЕЛЫХ УСЛОВИЙ
DOI:
https://doi.org/10.25635/2313-1586.2025.03.045Ключевые слова:
циклично-поточная технология, дробильно-перегрузочная установка, рациональная конструкция, бункерАннотация
В условиях наращивания производительности крупных горнодобывающих предприятий актуальным становится внедрение высокопроизводительных комплексов циклично-поточной технологии, обеспечивающих снижение эксплуатационных затрат на транспортирование до 4 раз. Важным элементом дробильно-конвейерных комплексов, применяемых в циклично-поточной технологии, являются дробильно-перегрузочные установки, поскольку они определяют подготовку материала к транспортировке конвейером, а производительность установленной в них дробилки (дробилок) лимитирует производительность комплекса в целом. Статья посвящена описанию выработанных в рамках выполненных НИОКР особенностей проектирования современных высокопроизводительных дробильно-перегрузочных установок. Приведена систематизация условий применения дробильно-перегрузочных установок разных типов в составе дробильно-конвейерных комплексов. С помощью результатов расчетов показано рациональное количество разгрузочных мест для автосамосвалов в зависимости от производительности дробильно-перегрузочных установок. Показано, что в условиях высокопроизводительной дробильно-перегрузочной установки, реализованной на базе единственной дробилки, рационально адаптировать ее параметры (в частности камеру дробления) под физико-механические свойства и гранулометрический состав подаваемой руды. Отражен принцип модульности при разработке компоновки дробильно-перегрузочной установки, которая может быть адаптирована под конкретные горно-технологические условия карьера. В заключении сформулированы принципы рационального по металлоемкости проектирования высокопроизводительных полустационарных дробильно-перегрузочных установок.
Библиографические ссылки
1. Яковлев В.Л., 2021. Методологические основы стратегии инновационного развития горнотехнических систем при освоении глубокозалегающих месторождений. Горный информационно-аналитический бюллетень, № 5-1, С. 6-18.
2. Журавлев А.Г., Семенкин А.В., Черепанов В.А. [и др.], 2022. Задачи развития перспективных циклично-поточных технологий для глубоких карьеров. Горная про-мышленность, № S1, С. 53-62. DOI 10.30686/1609-9192-2022-1S-53-62. EDN RPPEIQ.
3. Глебов А.В., Семенкин А.В., Кармаев Г.Д., Берсенев В.А., 2017. Эффективность применения циклично-поточной технологии при разработке Актогайского месторождения меди. Горное оборудование и электромеханика, № 3(130), С. 12-16. EDN YPHVVB.
4. Решетняк С.П., Авраамова Н.С., 2022. Обоснование и реализация рациональных технологических схем автомобильно-конвейерного транспорта скальных горных пород для глубоких карьеров. Рациональное освоение недр, №1, С. 32-39.
5. Исмагилов Р.И., Журавлёв А.Г., Фурин В.О., 2024. Проектирование современных российских дробильно-перегрузочных установок для комплексов ЦПТ. Горная промышленность, № 3, С. 48-55. DOI: 10.30686/1609-9192-2024-3-48-55.
6. Осадчий А.М., Фурин В.О., Холодков А.А., 2013. Полустационарные дробильно-перегрузочные установки Уралмашзавода. Горный информационно-аналитический бюллетень, № 11, С. 158-161.
7. УЗТМ начал поставку оборудования для Алмалыкского ГМК. Портал журнала «Горная промышленность». Новости. URL: https://mining-media.ru/ru/news/17392-uztm-nachal-postavku-oborudovaniya-dlya-almalykskogo-gmk (дата обращения 11.09.2025).
8. Андрюшенков Д., Вержлобович А., 2024. Во глубине узбекских руд. За тяжелое машиностроение, № 2, с. 4-5.
9. Чендырев М.А., Журавлев А.Г., 2022. Рационализация геометрических параметров приемных бункеров дробилок ККД при автомобильном транспорте. Горный информационно-аналитический бюллетень, № 5-1, С. 158-170. DOI: 10.25018/0236_1493_ 2022_51_0_158.
10. Журавлёв А.Г., Кардашин Е.Д., 2024. Особенности моделирования работы дробильно-перегрузочной установки при оптимизации её конструктивно-технологических параметров. Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство, № 24, С. 112-121. DOI: 10.26160/2658-3305-2024-24-112-121.
11. Журавлев А.Г., 2024. К вопросу о применении защитных решеток на прием-ных бункерах дробильно-перегрузочных установок. Транспортное, горное и строи-тельное машиностроение: наука и производство, № 26, С. 119-126. DOI: 10.26160/ 2658-3305-2024-26-119-126.
12. Руководство по расчету и проектированию железобетонных, стальных и комбинированных бункеров. Москва: Стройиздат, 1983, 200 с.
13. Зенков Р.Л., Гриневич Г.П., Исаев В.С., 1977. Бункерные устройства. Москва: Машиностроение, 225 с.
14. Баталов А.П. Кремчеев Э.А., 2008. Расчет нагрузок на стены бункеров ци-линдроконической формы. Записки горного института, Том. 178, С. 31-34.
15. Eduardo Rojas, Víctor Vergara, Rodrigo Soto, 2019. Case study: Discrete element modeling of wear in mining hoppers. Wear, Volumes 430–431, P. 120-125, ISSN 0043-1648. doi.org/10.1016/j.wear.2019.04.020.
16. Megan Danczyk, Tom Meaclem, Maral Mehdizad, Daniel Clarke, Petrik Gal-vosas, Luke Fullard, Daniel Holland, 2020. Influence of contact parameters on Discrete El-ement method (DEM) simulations of flow from a hopper: Comparison with magnetic reso-nance imaging (MRI) measurements. Powder Technology, Volume 372, P. 671-684. doi.org/10.1016 /j.powtec.2020.06.002.
17. Юдин А.В., Шестаков В.С., Саитов В.И., Абдулкаримов М.К., 2020. К определению вместимости бункера в составе перегрузочной системы при комбинирован-ном транспорте. Известия вузов. Горный журнал, № 4, С. 99-112.
18. Липатов А.Г. Фурин В.О., Холодков А.А., Журавлёв А.Г., 2023. Инновационные решения в повышении эффективности крупного дробления на железорудных горно-обогатительных комбинатах. Горная промышленность, № 3, С.93-100. DOI 10.30686/1609-9192-2023-3-93-100


