ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВСКРЫТИЯ ГЛУБОКИХ КИМБЕРЛИТОВЫХ КАРЬЕРОВ КРУТОНАКЛОННЫМИ АВТОСЪЕЗДАМИ
DOI:
https://doi.org/10.25635/2313-1586.2019.03.061Ключевые слова:
карьер, уклон спиральной трассы, разнос бортов, полноприводный автосамосвал, глубина перехода, мощность рудного тела, приведенные затратыАннотация
Рассмотрена технологическая схема перехода на крутонаклонное вскрытие с использованием полноприводных шарнирно-сочлененных автосамосвалов при отработке кимберлитовых карьеров. Предложен аналитический метод расчета объема дополнительного разноса бортов карьеров от размещения автотранспортных коммуникаций и углов откоса нерабочих бортов при вскрытии карьеров автосъездами спиральной формы. В результате моделирования установлены закономерности изменения дополнительного разноса бортов от глубины карьера, ширины и уклона автосъездов, а также мощности рудного тела. Разработана методика расчета оптимальной глубины перехода на крутонаклонное вскрытие. Установлено, что эффективность перехода на вскрытие крутонаклонными автосъездами, оцениваемая снижением приведенных затрат на разработку месторождения, зависит от уклона вскрывающих выработок, сокращения объема разноса бортов карьера, мощности рудного тела, себестоимости вскрышных работ, себестоимости транспортирования горной массы полноприводными автосамосвалами и автосамосвалами с колесной формулой 4×2, а также их соотношения. Закономерности изменения приведенных затрат на разработку месторождений в зависимости от глубины перехода на крутонаклонное вскрытие носят экстремальный характер. Оптимальная глубина перехода на крутонаклонное вскрытие характеризуется относительной устойчивостью, составляя 54 – 60 % от проектной глубины карьера. Результаты исследования используются институтом «Якутнипроалмаз» при проектировании отработки карьера «Нюрбинский» до глубины 750 м.